Православный сайт.

Сафрон.-Молч. Рожд. Пресв. Богородицы Печ. мужск. пустынь - Форум          

[Новые сообщения· Участники· Правила форума· Поиск· RSS]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Иконы(с молитвами), анимационные открытки, красивые открытки. » Сафрон.-Молч. Рожд. Пресв. Богородицы Печ. мужск. пустынь
Сафрон.-Молч. Рожд. Пресв. Богородицы Печ. мужск. пустынь
ucnobegbДата: Воскресенье, 21.12.2008, 16:33 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1379
Репутация: 0
Статус: Offline
Молченская Софрониева мужская пустынь.

Располагалась на возвышенном месте, рядом с большим болотом Молче в 22 километрах от города Путивля. Полагают, что основание обители было положено отшельниками, поселившимися здесь в искусственных пещерах на Чудной горе в конце XIII века.

Предания, записанные "в разных годах XVII-XVIII века... в виде монастырских летописей"(116), утверждают, что монастырь уже стоял во времена правления литовского князя Александра Ольгерда (1345- 1377 годы). В грамоте царя Алексея Михайловича от 11 марта 1653 года о пустыни говорится, что стоит она "исконновечна",

В документах монастырь впервые упоминается под 1557 годом. В 1591 году в обители жили игумен по имени Пафнутий и 15 монахов; монастырю принадлежало два села — Линевское и Климовское.

Обитель разоряли несколько раз. В 1592 году она была сожжена крымскими татарами. Восстановлена. В смутные времена самозванцев 1605-1613 годов польская шляхта, разрушая и сжигая русские храмы, не миновала и Молченской пустыни, подвергнув ее разграблению. По этой причине в начале XVII века братия перешла в новопостроенный монастырь в городе Путивле.

На месте обители была поставлена сначала деревянная, а в 1630 году каменная церковь во имя Рождества Богородицы, в которой литургия совершалась только на Рождество и Покров Богородицы.

В 1653 году Молченская пустынь восстановлена как приписная Молченского Путивльского монастыря. По повелению царя Алексея Михайловича, в нее определили "иеромонаха с причтом церковным и братии 6 человек, дабы служба была вседневная"(117). Софрониевой стала называться со времени настоятельства в ней Софрония (1656- 1692 годы)(118). По его просьбе пустынь в 1656 году получила самостоятельность и его стараниями к 70-м годам XVII века стала достаточно богатой и уважаемой. При Софронии были посажены сады и виноградники, заведен огород. О монастыре узнали при царском дворе; в грамоте царя Алексея Михайловича от 13 февраля 1671 года говорится о Софрониевой пустыни и ее настоятеле: "...отпускали бы его в свободное время и давали ему подводу до Москвы на провоз разного овощна и садового дерева на царский обиход" (119).

В 1690-1691 годах монастырские владения составляли 1406 десятин земли под пахотой и садами и 138 дворов крестьян.

В XVI веке в Софрониевой пустыни была богатая, по тем временам, библиотека рукописных и старопечатных книг на русском, польском и немецком языках, малая часть которой хранится ныне в Рыльском, Курском краеведческом музеях и Курском областном архиве. После смерти Петра I была сделана государственная перепись монастырского имущества, характеристику которой дает в своем указе Елизавета: "...в оных книгах между протчим значится риз книг и протчей церковной того монастыря утвари не малое число...(120) . Книги хранились в библиотеке, устроенной под колокольней с часами в верхнем ярусе, "работы здешнего монаха, с курантами, кои бьют четверти и минуты" (121).

В 1671 году в монастыре жил Симеон Агафонович Медведев, известный в истории русской церкви и русской культуры под монашеским именем Сильвестра Медведева. В письме 1672 года Сильвестр Медведев (тогда еще Симеон) писал о пустыне: "...место красотою, уединением и изобилием над иными сицевия места богато, аще бы един изъять был страх военный, то со труды бы ко благотишию покоя кому обретати таковое место..."(122).

Своего расцвета пустынь достигла при архимандрите Феодосии Маслове. До Путивльской обители он был настоятелем Тисманского Влахийского монастыря, но был вынужден бежать в турецкую войну от преследований янычар за помощь князю Потемкину. В 1779 году Екатерина II дала ему в управление с "особыми льготами и преимуществами"(123) Софрониеву пустынь, где Феодосии стал архимандритом. В те времена пустынь неоднократно посещал архимандрит Паисий Величковский, знакомый с Феодосием по молдавским монастырям. Тогда же были переписаны большинство рукописных книг монастырской библиотеки.

В середине XIX века монастырь был окончательно отстроен. Архимандрит Макарий в 1845 году так описывает монастырь и его владения:

«Здания:

1.Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, летняя, каменная, пятиглавая об одном престоле на месте обретения иконы. Иконостас старинной греческой живописи с серебряными царскими вратами (три пуда, один фунт и пять золотников серебра) московской работы.

2. Двухэтажный с четырьмя престолами собор: внизу — теплая Благовещенская церковь Пресвятой Богородицы, построенная в 1710 году, с приделом Святого Иоанна Митрополита; вверху — церковь Успения Пресвятой Богородицы 1718 года, с приделом Преображения Господня.

3. С церковью связана пятиярусная колокольня. В верхнем ярусе часы, отбивающие "четверти и минуты".

Под колокольней, напротив Успенской церкви "палата с библиотекой" и ризницей.

4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Святых воротах, построенная в 1757 году. Арка Святых врат расписана евангельскими сценами мытарств и притч, а внешняя сторона украшена изображениями Святых угодников.

5. Церковь Вознесения Господня, построенная в 1801 году и освященная в 1808. К ней примыкает каменный флигель "о 26 кельях".

Хозяйственные постройки: трапезная с хлебопекарней, кухней и погребом, 2-х этажный амбар, мучной магазин, под ними ледник, в верхнем этаже палата с одеждой и обувью; деревянный больничный флигель с 19 кельями; 2-х этажный братский корпус со столярной мастерской в 3-ем полуэтаже; в саду два флигеля — в одном живописная мастерская; посреди монастырского двора — фонтан в виде чаши с крестом, над которыми легкий шатер с куполом.

Ограда каменная в 2 сажени высотой.

За пределами монастырской территории: пещеры с церковью во имя Антония и Феодосия Печерских (восстановлены в 1776 году);

Гостиный двор; две печи для выжига извести, квасоварня, воскобойня, баня; скотный двор с круподерней, солодовней, сараи для сена и навесы для рогатого скота; урочище Городище вверх по горе с садом, виноградником и бахчей (в 1891 году на его месте построен Иоанно-Предтеченский скит в память избавления Николая I от смертельной опасности во время визита в Японию).

Владения: земли пахотной и сенокосной — 2686 сажень (124), три мельницы на реках Сейм и Теребуж под Теткиным, при них монастырский хутор Теткинский. Они приносили главный доход обители.(125). В Сумах каменный двухэтажный дом с лавкою. При селе Горки меловая гора с фруктовым садом. На холме у Молчснского болота кирпичный завод, вырабатывающий до 200 тысяч кирпича в год. Пять пасек. Три ветряные мельницы. В конце XIX века в монастыре был устроен водопровод с паровою машиною. В настоящее время монастырь восстанавливается.

Палладий. Историко-статистическое описание Молченской Рождество- Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. -М., 1895, с. 6.
Там же, с. 12.
В миру Степан Батоврин, из Путивля, «знатный купеческий человек».
Там же, с. 34.
Палладий. Историко-статистическое описание Молченской Рождество- Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии. -М., 1895,, с. 77.
Там же, с. 61-62.
Прозоровский А.. Сильвестр Медведев. Опыт церковно-исторического исследования. // ЧОИДР, 1896. Кн. 2, с. 105.
Палладий. Историко-статистическое описание... Софрониевой пустыни... . С.16
Сажень - мера длины, равная 2,13 метра.
Там же, с. 29.

 
ucnobegbДата: Воскресенье, 21.12.2008, 16:34 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1379
Репутация: 0
Статус: Offline
Молченская Софрониева Рождество-Богородицкая Печерская пустынь,
Курская еп., в окрестностях Путивля, на высокой горе Чудной, близ болота, называемого Молче. Печерскою пустынь называлась от бывших в ней и доныне частию сохранившихся пещер. Предположительно основание пустыни относят ко временам св. равноап. кн. Владимира, а несомненным существование ее считают во времена литовского кн. Ольгерда. Уже в древнейшую эпоху своего существования место пустынного монастыря было разорено от нахождения варварского и иных разных людей, и лежало впусте некое время. 18 сентября 1405 на месте монастыря была обретена явленная икона Божией Матери и на сем пустынном месте построился монастырь общежительный; от того времени от чудес Пресвятой Богородицы прославляшеся сие место, и проименовася сия явльшаяся икона Пречистыя Богородицы чудотворной Молченской Печерской. В XV в., при разорении татарами Путивля и его окрестностей, монастырь пришел в запустение, но был возобновлен и несомненно уже был восстановлен к 1591. В н. XVII в., в Смутное время самозванщины, он был совершенно разорен и приписан к новооснованному Печерскому монастырю, куда и была перенесена вся святыня пустыни. Впоследствии, во время большого пожара в этом монастыре, чудотворный образ Молченской Божией Матери исчез неизвестно куда. В 1653 пустынь была восстановлена, над чем много потрудился строитель Софроний, отчего она и стала именоваться Софрониевою. Игуменом Феодосием (1779-1802) в пустыни введен устав по чиноположению св. Афонской горы, отличающийся более строгим и точным соблюдением общего церковного устава и некоторыми особенными обрядами при богослужении. В монастыре находился точный список вышеупомянутой чудотворной Молченской Печерской иконы Богородицы, день явления которой (18 сентября) чтился обителью с большим торжеством; на всенощном бдении на этот день бывал крестный ход.

С. В. Булгаков

 
Форум » Тестовый раздел » Иконы(с молитвами), анимационные открытки, красивые открытки. » Сафрон.-Молч. Рожд. Пресв. Богородицы Печ. мужск. пустынь
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа

Друзья сайта
Мини-чат